16 марта 2012 г.

Дает ли психолог советы?


Наконец в России психологическая помощь приобрела достаточно большую популярность. И все же случается так, что, обращаясь к специалисту, клиент не совсем четко представляет, чем ему может быть полезен психотерапевт или психолог. Именно поэтому мне бы хотелось прояснить, какую же помощь оказывают данные специалисты.

Самый частый вопрос к психотерапевту или психологу - это, конечно же, совет. И наиболее частый ответ, который может дать специалист на такой вопрос- психолог советов не дает.

Тем не менее, на мой взгляд, далеко не во всех случаях стоит давать клиенту такой категоричный ответ, потому что есть определенные ситуации, в которых психолог все-таки может дать совет. Наиболее важным в этом случае является то, в какой форме специалист дает клиенту рекомендацию. Когда мои клиенты просят дать совет, я, не отказываю в этом, но даю совет с некоторой оговоркой.

Во-первых, скорее всего я не совет даю, а делюсь своим жизненным и профессиональным опытом. Ведь мы, психологи, тоже люди и многие ситуации, с которыми сталкиваются обратившиеся к нам люди, знакомы не понаслышке, а по собственному опыту. И если обратившийся ко мне человек просит меня дать рекомендацию, как поступить ему в той или иной ситуации, я могу рассказать о том, как это было у меня, какие действия были предприняты мною в похожей ситуации, и чем для меня это закончилось. Так же я могу поделиться своим мнением о том, что бы я сделала, окажись я в том же положении, что и человек, который обратился ко мне за помощью. И я совершенно не вижу чего-то предосудительного или непрофессионального в том, чтобы поделиться своим собственным опытом с клиентом. Но всякий раз, когда я делаю это, я обращаю внимание на то, что мы с ним в чем-то схожи, а в чем-то и отличаемся, и то, что будет хорошо для меня, может совершенно не подойти ему. Но это уже выбор и ответственность клиента, как ему распорядиться тем опытом, которым я с ним поделилась.

Но в основном, я все же, предлагаю, вместо того чтобы пользовать чужим готовым решением, поискать свое собственное. Для этого, прежде всего, необходимо исследовать ситуацию, которая является для него в данный момент затруднительной. Найти разные варианты решение его проблемы. Это делается для того, чтобы расширить круг возможностей. Ведь часто бывает, что в определенных ситуациях человек действует стереотипным образом, и совершенно не замечает, что существуют и другие варианты. И в первую очередь, мы с клиентом рассматриваем как можно большее количество вариантов решение проблемы.

Затем изучаем за и против каждого варианта, и останавливаемся на наиболее подходящим. Это дает возможность человеку сделать свой собственный выбор, и найти именно то решение проблемы, которое самым лучшим образом подходит именно ему. И в таком решении, всегда бывают учтены все особенности личности клиента и тонкости, а также особенности ситуации, в которой клиент находится в данный момент времени.

19 комментариев:

  1. Полезный пост. :)
    Понятие психолога для меня не ново, но вокруг одни коучи. :D

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. Наверное у каждого из нас бывают сложные времена в жизни, и мы нуждаемся в помощи специалиста. Даже если нас окружают близкие люди, являющиеся для нас поддержкой, только психолог сможет адекватно подойти к проблеме, и подсказать оптимальный выход из положения.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Это правда, вот только многие не хотят сознательно принимать правду и объективное мнение, поэтому и остаются на одном месте.

      Удалить
  4. Согласна с написанным. Юленька мой сын работал с Вами несколько лет назад. Ваш блог нашел он и совершенно случайно. Вы прекрасный специалист. Счастья Вам, здоровья крошке-малышу и понимания в семье. Не покидайте свою специальность, у Вас дар-помогать людям.
    Ирина Алексеевна Шаврина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Огромное спасибо, так приятно получать такие теплые отзывы.

      Удалить
  5. Почему то на западе психолог - это есть норма, у нас пока что это исключение из правил, многие просто стыдятся обращаться за помощью, считая это слабостью и пытаются решить свои проблемы самостоятельно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Порою самостоятельное решение проблемы не приводит ни к каким результатам.

      Удалить
  6. В жизни каждого человека возникат моменты, когда ему нужна помощь и поддержка, у Вас замечательный блог!
    Приглашаю Вас за наградой
    http://lucky-alla.blogspot.com/2012/03/blog-post_18.html
    Это награда между блогерами называется Кубок признания. Желаю Вам и вашему блогу удачи и процветания.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо Вам огромное, очень приятно.

      Удалить
  7. это отлично, когда ты встречаешь хорошего психолога. Мне бы очень хотелось для себя такого встретить.)
    Мне кажется, что для нашего общества, стереотипы - проблема. Уж очень нам как-то тяжело отойти от определенных "канонов".

    ОтветитьУдалить
  8. Я завтра иду к психологу. сама не могу разобраться со своими мыслями, которые похожи на большой комок. А так хочется все разложить по полочкам.
    А муж ходил по поводу своей работы. Разбирался в своем отношение к работе.
    Для нас это нормально. Мы прекрасно понимаем, что хоть и близкие хотят помочь, но не смогут помочь в этом плане.

    ОтветитьУдалить
  9. У Вас замечательный блог! Мы включили его в нашу Библиотеку блогов. http://blog-spot-log.blogspot.com/2012/03/blog-post_20.html Будем благодарны за поддержку! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  10. Мне нравится как вы пишете, так красиво и грамотно. Так познавательно. А главное что каждый может что то для себя взять. Вот я например всё больше хочу стать психологом, читая ваши статьи. Спасибо вам!

    ОтветитьУдалить
  11. Не у всех людей есть близкий человек, которому можно всё рассказать, а держать все проблемы в себе не вариант. В таких случаях помощь психолога просто необходима, он и выслушает, и проблему разложит по полочкам. Иногда просто высказаться уже помогает.

    ОтветитьУдалить
  12. Очень здорово, когда психолог не стыдится поделиться опытом, не настаивая при этом на своем выборе. К сожалению, встречала "психологов", которые только и могут, что разбрасываться "бабушкиными" советами, считая себя величайшими знатоками человеческих судеб. Но, вспоминая про запрет давать эти самые советы, весьма изобретательно называют их рекомендациями. Благодарна вам за искренность и тактичность в работе с клиентами. Полагаю, что именно на таких специалистах и держится марка настоящего Психолога.

    ОтветитьУдалить