16 февраля 2012 г.

Страх темноты. Никтофобия. Психологические вопросы.

Добрый день, Юлия! Увидела Ваш блог о психологии и решила обратиться к Вам за помощью.
Меня зовут Екатерина, мне 21 год. У меня фобия, возможно их даже несколько. Дело в том , что я боюсь темноты, возможно, мой страх, немного детский, но это сильно мешает мне жить, особенно зимой. Так же  я очень боюсь смотреть фильмы, где даже в шуточной форме обыгрывается сцена с потусторонними силами. Куклы вуду, ведьмы, паранормальные явления  т д. Пытаясь, свой страх как-то победить, я смотрю специально такие фильмы, но мне от этого только хуже. Был период, когда после просмотра одного из фильмов я не ходила на работу 2 дня, тк. не могла выйти из подъезда, потому что там не было света. Друзья и семья, помимо мужа, пытаются сделать некоторые вещи специально, испугав меня, но у меня бывают истерики.  В моей жизни все замечательно, работа замечательная, любящий мужчина, но ночью, с наступлением сумерек, мне очень тяжело становится жить. Прошу отнестись серьезно к моей проблеме. Я очень надеюсь, что Вы мне подскажите какой-то выход.
Спасибо за Ваше внимание.

Ответ.

Здравствуйте! Страх перед темнотой принято называть никтофобией. Как правило, для того, что бы победить какую-либо фобию необходимо выяснить, причины ее появления.

Причины:

1)Одиночество. Когда Вы остаетесь одна в темной комнате, то ощущаете себя одинокой, незащищенной. Это все идет с детства. Возможно, когда вы были ребенком, оставшись одна, вы чего-то испугались. Этот испуг перешел во взрослую жизнь, и сейчас проявляется в виде страха перед темнотой.
Как побороть страх темноты из-за этой причины:
-засыпать под включенный телевизор, радио, магнитофон;
-завести домашних животных;
-засыпайте под релаксационную музыку и приглушенный свет.

2)Смерть. Причиной никтофобии также может стать неосознаваемый страх перед смертью.
С этим страхом необходимо работать каждый день, путем самовнушения.

3)Мнительность. Возможно, вы очень мнительны и у вас хорошо развито воображение. Вы боитесь в темноте увидеть что-то потустороннее, неизвестное и опасное.
Как побороть:
-посмотреть страху в глаза.
Наберитесь сил и просто загляните страху прямо в лицо. Выключите свет, побродите по комнате, загляните под кровать, в шкаф, протяните руки под кресло. Здесь важно побороть панику, которая возникнет. Через пару таких ночных экскурсий, страх пройдет сам по себе.
- уменьшение объема света.
Каждую ночь все больше приглушайте свет. Вскоре потушите его вовсе.

4)Стресс. Проблемы на работе, в семье так же могут стать причиной страха темноты. Когда наступает ночь, все проблемы наваливаются, и человек постепенно уже не в силах бороться со стрессом. В данном случае необходимо уметь переключать свое внимание с работы и проблем на отдых и расслабление.

5)Причина в прошлом. Очень важно вспомнить с какого именно момента возник ваш страх. Какие события происходили в вашей жизни в то время. Что вы при этом чувствовали. Здесь важно скорректировать свои ощущения из прошлого, добавить в них положительный финал.

Случается, что ребенок очень привязан к матери. Он боится ее потерять. Страх перед потерей, а в дальнейшем и страх перед одиночеством могут стать причиной никтофобии.

6)Нехватка микроэлементов в организме. Существует мнение специалистов, что из-за нехватки витаминов и минералов в организме, у человека могут появляться разнообразные фобии, в том числе и никтофобия. Здесь совет один – употреблять в пищу продукты, обогащенные витаминами и минералами, больше гулять и поддерживать стабильное эмоциональное состояние
Очень важно победить этот страх, иначе в дальнейшем эта фобия может стать причиной нервных расстройств.


Выяснив, откуда берет начало фобия, приступайте с ней работать.

 Попробуйте ответить себе на вопрос:
- Чего вы боитесь на самом деле?
Опишите свой страх себе так, чтобы вы сами смогли его понять. Попробуйте сопоставить реальные угрозы с вымышленными. Если же вам ничто не угрожает, когда включен свет, то почему угроза будет исходить в темной комнате

Запишите все свои опасения на бумагу и еще раз прочитайте ее. Попробуйте даже нарисовать свой страх, чтобы посмотреть ему в глаза. После чего, постарайтесь ответить себе на вопрос:

- Что может со мной может  произойти страшного в темноте?
Представьте себе самое страшное, что может с вами произойти. Проанализируйте, реально ли это.

Обязательно поговорите со своими близкими. Запугивание человека страдающего никтофобией, может закончиться очень плохо, по крайней мере, до тех пор, пока страх вы не побороли.

Желаю Вам удачи.
fbnp

15 комментариев:

  1. Это ужасно, помню тоже была такая проблема, когда была ребенком, но все прошло, слава Богу.

    ОтветитьУдалить
  2. Тоже в детстве боялась темноты, причём довольно долго. Пока однажды просто не пересилила себя и не посмотрела в эту самую темноту. В общем-то ничего страшного. У себя дома я в безопасности. Зато поняла, что страх как раз не темноты, а того, что может случиться. Допустим отсутствие света в подъезде или не освещённая улица-это вполне логичное опасение,отморозков пруд пруди. А в самой темноте, как оказалось ничего и нет страшного.

    ОтветитьУдалить
  3. а я боюсь насекомых, до ужаса, у меня припадки сразу начинаются психические,если я увижу какую нибудь букашку или паука, я уже не говорю о тараканах,жуках и прочей мерзости. что мне делать, иногда даже дома боюсь одна оставаться, вдруг что-нибудь выползет. Что мне с этим делать???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Честно сказать, со мной происходит тоже самое. Я пытаюсь побороть страх темноты, колострофобию и это... Когда запугивают, случаются присадки, страх становится невыносим... Ну, что сказать, нужно бороться!

      Удалить
  4. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  5. Период боязни всего темного в моей жизни был очень непродолжительным, но запомнился довольно ярко. Мне было года три, как раз тогда младший брат родился. Позже мама иногда говорила, что, может быть, страх мой как-то связан с этим новым (и довольно внезапным для меня) витком в нашей семейной жизни.
    Были долгие разговоры, были утешения, мол, зря волнуешься, были безуспешные поиски с отцом чего-то страшного, затаившегося в шкафу. И пускай в теории всё проходило хорошо, страх оставался, ничего особо не двигалось с места.
    Пока не пришлось самому взяться за дело.)
    Решение моею детской головой было придумано, казалось бы, даже смешное, но оно подействовало на ура.
    Всё просто: перед тем как ступить в какой-то темный угол или проход, я вслух просил разрешения у темноты, или приносил ей что-нибудь, чтоб оплатить проход. Такая себе "жертва" в виде печеньки, фантика от конфеты, интересной книги. И темнота пускала меня, и всё шло хорошо.
    Я к тому, что.. Очень часто решение проблемы кроется в нас самих, порой - в самых необычных, нелепых, абсурдных формах, однако действенных именно для нас. Достаточно прислушаться к какому-то внутреннему чутью, которое так много разных дверей открывает.)

    ОтветитьУдалить
  6. хорошие рекомендации!

    ОтветитьУдалить
  7. Я тоже до недавнего времени очень боялась темноты. Мне помогла такая техника: воображаемое приведение (именно из-за мистики я темноты и боялась)я представляла как дружелюбное,веселое. Поначалу было трудно такое представлять, но со временем стало получаться. Страх ушел.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анонимныйиюня 10, 2014 2:47 AM

      Вы не могли бы по подробнее обьяснить как побороли страх

      Удалить
  8. Обязательно воспользуюсь советами. У моей девушки психологические проблемы связанные с темнотой. Будем узнавать откуда всё началось и работать над этим...

    ОтветитьУдалить
  9. ой.. у меня тоже бывает иногда темноты боюсь, в основном после просмотра фильма соответствующего) не люблю такие фильмы, но все же бывает гляну, и тогда как напридумываю себе всякое))

    ОтветитьУдалить
  10. Анонимныйиюля 27, 2013 6:38 AM

    В десять лет я не могла выносить темноту. Пока спала, отвовачивалась к стене. А потом... решила разобраться, что же со мной такое. Оказалось, причина довольно проста: Я БОЯЛАЧЬ УВИДЕТЬ КАКУЮ - НИБУДЬ СТРАШНУЮ РОЖУ В ОКНЕ.

    Я стала завешивать окна на ночь. Постепенно "рожефобия" прошла. Ноя стала бояться ночью темных полок, углов, коридоров.

    Что делать пока - незнаю, но советы взяла на заметку.

    ОтветитьУдалить
  11. Анонимныймая 18, 2014 4:06 AM

    Я посмотрел в детстве страшное видео (там где с начало все тихо а потом АААААААААА!) вот, я не мог уснуть. Потом забыл, привык, были непонятные звуки и еще я жил в доме где третий этаж был недосягаем и я боялся привидений, потом инопланетян, а позже мне друг скинул видео и сказал посмотри я посмотрел там было Лицо и оно кричало я сильно испугался! трясся и теперь не могу успокоиться что мне делать!

    ОтветитьУдалить
  12. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  13. Почему я боюсь темноты? Потому, что много смотрел ужастиков... Вот поэтому я никак не могу смириться с этой темнотой. Вот теперь я думаю, что у меня болезнь "Никтофобия"... Я до сих пор не могу с этим смериться. Но я думаю, что с каждым годом, буду успокаиваться...

    ОтветитьУдалить