24 октября 2011 г.

Ребенок не разговаривает. Психологические вопросы.


Добрый вечер Юлия! Нашей семье необходима психологическая поддержка, а точнее моему сыну. Ему 2,5 года. Не знаю в вашей ли это квалификации, но, по словам воспитателя, нам нужен именно психолог. Суть проблемы. Ребенок совершенно не разговаривает. Есть дети его возраста, которые уже говорят предложениями, есть те, которые изъясняются на своем «детском» языке, мой сынок не говорит вообще, даже такие слова как мама, папа и т.д. Только мычит. Очень вас прошу, посоветуйте, что можно предпринять, может какие-нибудь упражнения поделать, как нам вообще быть? Я из-за этого очень переживаю.


Ответ.

Здравствуйте. С задержкой речевого развития должны работать не только психологи, но и неврологи, дефектологи, а также логопеды. Очень важно понимать, что из-за задержки речевого развития страдает и мышление ребенка. В вашей ситуации, прежде всего, необходимо выяснить причину отсутствия речи у ребенка.

Причины речевой задержки:
- замедленное развитие (созревание) клеток головного мозга отвечающих за формирование речи;
- у ребенка нет необходимости объяснять вам словами, когда вы итак угадываете все его пожелания;
- наличие проблем со слухом;
- психологическая травма, испуг.
На формирование речи так же могут влиять родовые травмы или недоношенность ребенка.
 В норме, в возрасте 2,5 лет происходит активное формирование автономной речи у ребенка. Ребенок должен произносить односложные сочетания, которые объясняют весь смысл. Прежде чем рекомендовать занятия по развитию речи ребенка, его необходимо диагностировать, для того, что бы выяснить, на сколько развиты другие психические процессы. Диагностику должен проводить психолог, общаясь с ребенком один на один (или с вашим участием). Обязательно стоит посетить невропатолога.
 Я могу вам посоветовать несколько упражнений, которые естественно не навредят вашему малышу. Их можно делать дома и лучше всего каждый день.

Упражнения по развитию речи:
1)Развиваем мелкую моторику.
-следует рассыпать на полу мелкие предметы: бусы, макароны, фасоль или горох. Попросите ребенка собрать все до последней детали;

- каждый день перед сном делайте массаж кончиков пальцев рук малыша. В помощь придут стихотворения и поговорки, например «сорока-белобока» и др.



- необходимо приобрести мячики с «колючками»(массажные мячи) и ежедневно с ними играть. Можно просто подкидывать, держать между ладошками или делать мячиком массаж;

- собирание бус. В детских магазинах можно встретить огромное количество больших бус. Попросите ребенка собрать на нитку все бусины.




2) Развитие крупной моторики.
Дорожка «здоровья». Можно приобрести в развивающем магазине, а можно сделать самостоятельно. На полотенце пришиваете бусинки и пуговицы и каждый день по 15 минут предлагаете ребенка на ней ходить.



3)Упражнения для рта. Показывайте ребенку язык, пусть он повторяет. Открывайте и закрывайте рот, делайте из губ «трубочки». Придумайте сами несколько упражнений с языком и губами. Все это поспособствует развитию речи.

4)Постоянно произносите звуки и слова. Я рекомендую их даже выписать на лист бумаги и каждый день повторять.

И еще несколько полезных развивающих игрушек, которые способствуют развитию не только речи, но и внимания и мышления:










Это очень хорошие упражнений. Помните, их нужно делать каждый день! Самое главное не отчаиваться и подойти к данной проблеме со всей серьезностью. И обязательно обратитесь лично к вышеуказанным специалистам! Удачи!

4 комментария:

  1. спасибо большое за ответ и за помощь!это очень ценные рекомендации, не могу понять почему наш детсадовский психолог "забыла" об этом рассказать.Мы обязательно обратимся ко всем специалистам.А вы ведете консультации лично?

    ОтветитьУдалить
  2. Очень рада, что смогла вам помочь. По поводу консультирования лично пишите на почту.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, очень полезная статья, и все наглядно и понятно. Меня эта тема тоже очень волнует, хоть моему малышу всего 1 год. Боюсь, что и нас коснется эта проблема, т.к. произошла стрессовая ситуация и мы до сих пор не произносим слогов. Какие есть техники для малышей?

    ОтветитьУдалить
  4. Советы психолога очень правильные! Я мама, 4-летнего ребенка, подписываюсь под каждым словом. С ребенком нужно заниматься, обязательно. И делать это все в виде игры, чтобы ему было интересно и весело. Ну и еще побольше общаться с ровесниками.

    ОтветитьУдалить